МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 

Ручкина Т.Ю. Информатика. Электронные таблицы. Абсолютная адресация
Косова Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ 

Тема: «Электронные таблицы. Абсолютная адресация»

Разработала: Ручкина Татьяна Юрьевна,  учитель информатики МБУ сш №11


Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Форма урока: урок теоретической и практической самостоятельных работ.

Метод обучения: проблемный.

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся.  В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса.

Цели урока:

  • развитие представлений об ЭТ  как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыков анализа и синтеза, умений работать с источником информации, логического мышления, навыков обобщения.

 

  • учащиеся должны знать понятие абсолютная адресация;
  • уметь решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.
  • развитие навыков  межличностного взаимодействия, взаимопомощи.

Оборудование: мультипроектор

Программная поддержка: электронные таблицы Microsoft Excel.

Ход урока:

Мотивационная беседа:

            Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная цель нашего сегодняшнего урока - это познакомиться, как, используя электронную таблицу, можно производить расчеты, в каких областях жизнедеятельности человека можно применять электронные таблицы.

            Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами

Актуализация деятельности учащихся:

  1. Что такое относительная ссылка? (адрес ячейки, автоматически изменяющийся при копировании формулы)
  2. В ячейке электронной таблицы А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3?
  3. В ячейке электронной таблицы D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11?

 

1. Создание проблемной ситуации:

            Ну а теперь, ребята, давайте попробуем стать на какое-то время работниками туристической фирмы. Каким бы странным не выглядело это предложение, но и в этой области человеческой деятельности возможно применение электронных таблиц. Итак, задание:

 

            На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара.

 

Курс доллара:

34,27

рублей

Страна

Цена в долларах

Цена в рублях

Англия

236

 

Болгария

178

 

Бельгия

185

 

Бразилия

259

 

Как выполнить эти расчеты?

 

            Учащиеся по аналогии с предыдущими задачами ответят, что в ячейку С3 нужно занести формулу =В3*В1, а затем ее скопировать в остальные ячейки. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картинку:  

Курс доллара:

34,27

рублей

Страна

Цена в долларах

Цена в рублях

Англия

236

8087,72

Болгария

178

#ЗНАЧ!

Бельгия

185

43660

Бразилия

259

46102

Почему это произошло?

            Учащиеся, щелкая по ячейкам, смотрят, как изменились относительные ссылки. Затем ученикам предлагается записать те формулы, которые должны быть в ячейках В3, В4, В5 и В6 (одновременно фиксируем на доске): =В3*В1, =В4*В1, =В5*В1 и =В6*В1. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.

            Как этого добиться?

2. Учащиеся получают листы с теоретическим материалом и практическим заданием, самостоятельно выполняют задание в парах.

Выдаваемый лист:

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся.  В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставиться дважды, например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. Такой адрес получил название абсолютной ссылки.

Выполните задание:

  1. Откройте документ с именем «Путевки», находящийся на Рабочем Столе.
  2. Выполните расчет стоимости путевок в рублях, используя абсолютную ссылку.
  3. Результат покажите учителю.
  4. Откройте документ «Газеты»
  5. Выполните расчет ежедневной выручки за проданные газеты и недельной выручки за каждую газету. Обратите внимание, где будет использоваться относительная ссылка, а где абсолютная и абсолютная частично или полностью?

            Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.

3. Открываем тетради, записываем число. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний при необходимости задавая наводящие вопросы. Затем учащиеся формулируют определение абсолютной ссылки (в этом может помочь определение ссылки относительной).

Примерно должно получиться следующее:

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы.

 

4. Затем на демонстрационном экране разбираем задачу «Газеты». 

 

"Известия"

"Комок"

"Ореол"

"Комс.правда"

Выручка за день

понедельник

23

10

5

34

 

вторник

15

40

7

32

 

среда

18

32

54

19

 

четверг

29

30

43

18

 

пятница

24

14

27

13

 

суббота

5

5

23

22

 

воскресенье

6

8

13

17

 

стоимость 1 экз

5,5

6

4,5

5

 

Выручка за каждую газету

 

 

 

 

 

Важный момент: при подсчете ежедневной выручки  ссылку на ячейки со стоимостью 1 экземпляра каждой газеты учащиеся могут сделать полностью абсолютной, а здесь возможна частично абсолютная ссылка: только с сохранением номера строки.

5. Закрепление нового материала. Решение задач №21 и №22 из задачника-практикума «Информатика» под ред. И.Семакина, Е.Хеннера, том 2, на стр. 121.

Задача № 21

При копировании клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы В1+$С1 и А2+$С2 соответственно. Что было записано в клетке А2?

Задача № 22

При копировании клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы $А1+С1 и $А2+В2 соответственно. Что было записано в клетке А2?

6. Домашнее задание

Задачник-практикум «Информатика» под ред. И.Семакина, Е.Хеннера, том 2, задача 33 на стр. 123.  

Задача № 33

Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям показаний счетчика в конце каждого месяца, стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые данные выбрать самостоятельно.

 

7. Рефлексия

            Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой непростой, на первый взгляд программы MS Exсel.

 

Что вы вынесли для себя с этого урока?____________________________

Вы получили новые знания? Какие? _______________________________

Было ли это для вас новое? _______________________________________

Как вы оцениваете свою работу на уроке?__________________________

 

 

 

 

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная