МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 

Ручкина Т.Ю. Информатика. Деловая игра. Текстовый процессор MS Word
Косова Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ 

Тема: «Текстовый процессор MS Word»

Разработала: Ручкина Татьяна Юрьевна,  учитель информатики МБУ сш №11


Тип урока: урок – деловая игра

Форма проведения: организационно – деятельностная игра.

Цель урока:

        Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме: «Текстовый процессор MS Word».

Задачи урока

Образовательные:

·        Закрепить знания учащихся назначения и возможностей текстового редактора Word,

·        закрепить умения создания и обработки текстовых документов в Word.

Воспитательные:

·        Содействовать в ходе урока формированию умения работать в команде.

·        Воспитывать чувство ответственности и дисциплинированность.

Развивающие:

Развивать у учащихся

·        творческие способности,

·        познавательный интерес к предмету «информатика»,

·        умение рационально использовать время при выполнении большого объема работы.

 

Оборудование

1.     Персональные компьютеры.

2.     Проектор.

3.     Папка «Деловая игра» расположенная на локальной сети с файлами:

·        заданиями для конкурса ЭСТАФЕТА, (папка содержит следующие файлы: «текст с ошибками», «картинки для журнала», «текст для верстки», «графич редакторы», «текст редакторы»);

·        тестирование, файл содержит ссылку для прохождения теста через интернет (созданный по форме в Google) по теме «Текстовый процессор MS Word» и критерии оценивания.

4.     Карточки – задания для конкурса ЭСТАФЕТА (2 экземпляра)

5.     Бумага для распечатки журналов.

 

План игры

1.     Введение в замысел.

2.     Эстафета

3.     Тестирование

4.     Анализ итогов работы, оценка результатов.

 

Подготовительный этап

1.     Учащиеся класса объединяются в 2 команды – 2 отдела (6 – 7 человек)

2.     Каждый отдел выбирает тему для журнала.

3.     Каждый отдел назначает редактора, художника – оформителя, дизайнера, журналистов.

4.     Домашнее задание: подготовить материал для журнала на 5 – 6 страницу.

5.     Повторить теоретический материал по теме  «Текстовый процессор MS Word»

 

Ход урока

 

1. Введение в замысел (Знакомство с реальной ситуацией, постановка главной задачи группам, уточнение их роли в игре).

Здравствуйте. Ребята, мы с вами закончили изучение большой темы «Текстовый процессор MS Word». Вы учились создавать текст, редактировать его, форматировать абзацы, создавать титульные листы, работать с графическими объектами, заголовками.

Результатом вашей работы будет выпуск журнала на выбранную тему, который вы готовили в течение недели и закончите сегодня на уроке. Спасибо тем ребятам, которые серьезно отнеслись к выполнению этого задания, нашли время для работы над своим изданием.

На сегодняшнем уроке мы смоделируем ситуацию деловой игры. Предположим, что некоторое издательство, выпускающее журнал открывает два новых отдела, которые будут готовить статьи, посвященные обучению работе на компьютере, т.е. для начинающих пользователей ПК.

Для работы отделов набран штат (по 6 – 7 человек), состоящий из редакторов, дизайнеров, художников – оформителей, журналистов. Сегодня каждый отдел должен пройти аттестацию, чтобы доказать свое право на дальнейшую работу. Для этого к концу урока нужно выпустить журнал, состоящий из обложки и 4 – 5  листов: 1 лист – ТБ и правила поведения в компьютерном кабинете; 2 лист – назначение программы, основные функции; 3 и 4 листы – правила работы в данной программе; 5 – интересные истории, анекдоты, исторические факты и т.п. (материалы для оформления журнала учащиеся готовят за 1 – 2 недели до урока). Так же не забываем об авторских правах. В конце каждой статьи в вашем журнале должна быть подпись автора, который подготовил данный материал и ссылка на первоисточник, его автора, если вы использовали чужой материал.

Аттестация отдела будет проводиться в форме совместной работы: каждый участник выполняет свое задание на компьютере и только после того как все закончат выполнять свои задания главный редактор начинает распечатывать журнал своего отдела. Результат работы всего отдела зависит от качества работы каждого сотрудника.

Каждому отделу я раздам карточки с заданиями. Редакторы распределят, кто, какое задание будет выполнять. И как только вы будете готовы, мы начнем нашу игру.  

 

2. ЭСТАФЕТА.

Эстафета начинается по сигналу учителя. На выполнение 6 заданий дается ориентировочно 25-30 минут. Для работы каждому сотруднику отдела отводится персональный компьютер или ноутбук (все компьютеры и ноутбуки подключены к школьной локальной сети с выходом в интернет).

Учитель следит за работой участников эстафеты и отмечает в таблице на доске, какое задание выполнила каждая из групп на текущий момент времени.

 

КАРТОЧКИ с заданиями для эстафеты.

Каждый учащийся выполняет задание на своем компьютере, который дал редактор. Сохраняет свою работу в общей папке своего отдела на сетевом диске. А также выполняет тест по данной ссылке через интернет. Результатом выполнения является распечатанный журнал и выполненный тест по теме «Текстовый процессор Word» каждым учеником.

 

Задание 1 нужно открыть файл «Графич редакторы» - для одного отдела, «Текст редакторы»  - для другого. Сверстать из предложенного материала еще одну статью для своего журнала. Материал предложен на двух листах, нужно оставить один лист и добавить его к своему журналу.

Задание 2 выполняются карточки с 1 по 3.

Задание 3 выполняются карточки с 4 по 6.

При выполнении Задания 2 и 3 учащиеся закончившие выполнять работу по карточке передают Флажок следующему учащемуся. Как только все флажки передадут редактору, он готовит документ для печати и распечатывает на принтере.

 

Структура журнала:

 

Титульный лист

Готовит редактор

1 лист – ТБ и правила поведения в компьютерном кабинете;

Задание 2 выполняются карточки с 1 по 3

2 лист – назначение программы, основные функции;

Задание 1 верстка материала

3 и 4 листы – правила работы в данной программе;

Задание 3 выполняются карточки с 4 по 6.

5 – интересные истории, анекдоты, исторические факты и т.п.

Готовит редактор

 

Карточка 1.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» - файл «текст с ошибками».

2.     Исправьте ошибки в предложенном тексте.

3.     Установите красную строку1 см.

4.     Отформатируйте текст по правому краю. Установить 16 шрифт, курсив, межстрочный интервал – полуторный.

5.     Название текста отформатируйте по центру.

6.     Установите для названия 20 шрифт, полужирный, курсив.

7.     Сохраните файл под именем 1.doc.

8.     Передайте флажок следующему учащемуся для выполнения карточки 2.

 

 

Карточка 2.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» - файл 1.doc.

2.     Отступите от текста, который в нем есть два интервала и наберите ниже предложенный текст.

 

Защита программ от нелегального копирования и использования.

 

Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или их демоверсии.

Для предотвращения нелегального копирования программ и данных, хранящихся на CD-ROM, может использоваться специальная защита.

 

3.     Сохраните файл под именем 2.doc

4.     Передайте флажок следующему учащемуся для выполнения карточки 3.

 

 

Карточка 3.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» - файл 2.doc

2.     Установите параметры страницы: верхнее поле – 1,5 см, нижнее поле – 1,7 см, левое поле – 1 см, правое поле – 1см, переплет – 0,5 см. Ориентация – альбомная.

3.     Отформатируйте второй текст следующим образом: выравнивание – по ширине, междустрочный интервал – одинарный, шрифт – 14 пт, обычный.

4.     Отформатируйте название полужирным, 20 шрифтом, выравнивание – по центру.

5.     Сохраните файл под именем 3.doc.

6.     Передайте флажок редактору.

Карточка 4.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» - файл «Текст для верстки».

2.     Установите параметры страницы: верхнее поле – 1,5 см, нижнее поле – 1,7см, левое поле – 1 см, правое поле – 1 см, переплет – 0,5 см. Ориентацияальбомная.

3.     Отформатируйте текст следующим образом: выравниваниепо ширине, междустрочный интервал – минимум 12 пт, шрифт – 12 пт, обычный.

4.     Сохраните файл под именем 4.doc.

5.     Передайте флажок следующему учащемуся для выполнения карточки 5.

 

 

Карточка 5.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» -  файл 4.doc.

2.     Установите параметры страницы – книжная, верхнее поле – 1 см, нижнее – 1см.

3.     Выровняйте заголовки по центру. Размер шрифта в заголовке – 16 пт, полужирный, подчеркнутый.

4.     Установите размер шрифта для текста – 10 пт.

5.     Установите цвет заголовковфиолетовый, цвет текстатемно-синий.

6.     Сохраните файл под именем 5.doc

7.     Передайте флажок следующему учащемуся для выполнения карточки 6.

 

Карточка 6.

1.     Откройте на сетевом диске общую папку своего отдела папку «Деловая игра» - файл 5.doc.

2.     Разбейте текст на две колонки, установите расстояние между колонками 1 см.

3.     Вставьте в текст рисунки из файла «картинки для журнала»

4.     Отформатируйте текст так, чтобы он помещался на одной странице.

5.     Подготовьте документ для печати

6.     Сохраните файл под именем 6.doc

7.     Передайте флажок редактору.

 

3. ТЕСТИРОВАНИЕ.

Тестирование проводится одновременно с эстафетой. Учащиеся, которые в данный момент не выполняют задание на компьютере по карточкам, открывают файл «Тестирование», переходят по ссылке (документ создан по форме в Google) и выполняют тест. Учитель отслеживает результат выполнения каждым учеником и демонстрирует учащимся таблицу через проектор с результатами, после выполнения всеми учащимися теста.

 


Критерии оценки:

   10-11 правильных ответов  – оценка «5»

   8-9 правильных ответов  – оценка «4»

   7-6 правильных ответов  – оценка «3»

   1-5 правильных ответов  – оценка «2»

 

 

4. Анализ итогов работы, оценка результатов.

В конце урока подводится итог работы каждого отдела. Распечатанные журналы оцениваются. Выставляется по две оценки за урок: первая  - по итогам теста, вторую каждый редактор выставляет своим сотрудникам по итогам работы над журналом. Учитель тоже вносит корректировку, учитывая работу по карточкам на уроке.

 

Учитель указывает на ошибки в работе (если они будут), благодарит ребят за хорошо выполненную работу.


  Тест  «Текстовый редактор Word» (ыполняют по ссылке через Интернет)

 

1.      Текстовый редактор это:

          а)        прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов и работы с ними;

          б)        прикладное программное обеспечение, используемое для создания таблиц и работы с ними;

          в)        прикладное программное обеспечение, используемое для автоматизации задач бухгалтерского учета.

2.      Основными функциями форматирования текста являются:

          а)        ввод текста, корректировка текста;

          б)        установление значений полей страницы, форматирова­ние абзацев, установка шрифтов, структурирование и мно­гоколонный набор;

          в)        перенос, копирование, переименование, удаление.

3.      Рабочее поле — это:

          а)        пространство на экране дисплея для создания докумен­та и работы с ним;

          б)        часть окна на экране дисплея, предназначенная для вставки объектов;

          в)        пространство на экране дисплея для создания рисунков и диаграмм пользователя.

4.      Фрагментом называется:

          а)        часть текста, заданная в определенных границах;

          б)        выделенная часть теста;

          в)        часть текста, оформленная шрифтом «курсив».

5.      Вырезанный фрагмент текста помещается в:

          а)        Буфер обмена данными;

          б)        Корзину;

          в)        специальный файл данных.

6.      Нажатие клавиш PgUp и PgDn перемещает текст на:

          а)        один абзац;

          б)        одну строку;

          в)        одну страницу.

7.      Для создания нового файла в редакторе MS-Word необходимо:

          а)        выполнить команду «Открыть» из меню «Файл»;

          б)        выполнить команду «Создать» из меню «Файл». В за­кладке «Общие» щелкнуть по пиктограмме «Обычный» и нажать ОК;

          в)        щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов.

8.      Для сохранения документа в редакторе MS-Word необходимо:

          а)        выбрать команду «Сохранить» из меню «Файл»;

          б)        выбрать команду «Создать» из меню «Файл»;

          в)        щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов;

          г)         щелкнуть пиктограмму «Сохранить» на панели инструментов.

9.      Для перемещения выделенного абзаца в конец текста в редакторе MS-Word необходимо:

          а)        выполнить команду «Вырезать» из меню «Правка». Ус­тановить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вста­вить» из меню «Правка»;

          б)        выполнить команду «Удалить» из меню «Правка». Уста­новить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вста­вить» из меню «Правка»;

          в)        выполнить команду «Заменить» из меню «Правка». Ус­тановить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вста­вить» из меню «Правка».

10.  Предварительный просмотр документа в редакторе MS-Word можно осуществить следующим образом:

          а)        выполнить команду «Открыть» из меню «Файл»;

          б)        выполнить команду «Открыть» из меню «Файл», по за­вершении просмотра нажать кнопку «Закрыть»;

          в)        выполнить команду «Предварительный просмотр» из меню «Файл», по завершении просмотра нажать кнопку «Закрыть».

 

КЛЮЧ к тесту 

1 - а 2 - б 3 - а 4 - б 5 - а

6 - в 7 - б 8 – а,г 9 - а 10 - б

 

Критерии оценки:

  10-11 правильных ответов  – оценка «5»

   8-9 правильных ответов  – оценка «4»

   7-6 правильных ответов  – оценка «3»

 

   1-5 правильных ответов  – оценка «2» 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная