МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 


 

 

 

Кузнецова Л.И. Биология. Половое размножение у растений
Ручкина Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

Методическая разработка урока по биологии

Тема: «Половое размножение у растений»

Разработала:Кузнецова Лидия Иванована,  учитель биологии МБУ сш №11


Данный урок по теме “ Половое размножение у растений ” запланирован мной на 45 минут.

Работа в малых группах чередуется с индивидуальной работой.

позволяет проверить учащимся уровень понимания и усвоения нового материала, провести самоанализ, самооценк

Обязательным условием реализации целей и задач урока является организация учителем рефлексии на каждом этапе урока, заполнение учащимися индивидуальной карты развития.

В конце урока необходима положительная оценка не только результатов деятельности учащихся, но и их стремление выполнить предлагаемые задания, т.е. оценка процесса учения. Важно, чтобы каждый ребенок, допуская и исправляя свои ошибки, справляясь с трудностями, поверил в свои возможности, так как

 

«Половое размножение у растений» 6класс

Цели урока: познакомить учащихся с процессом двойного оплодотворения у цветковых растений и подвести к заключению, что оплодотворение – второе обязательное условие образования плодов (после опыления)

Задачи урока:

Образовательные: раскрытие особенности полового размножения растений, строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, образования плодов, а также показать биологическое значение полового размножения;

Развивающие: развитие когнитивной сферы учащихся, способности к выбору, самопознанию, саморегуляции, развитие способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы.

 

Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и взаимосотрудничества.

Развивающие упражнения по технологии “ ИнтеллекТ”

упражнение на развитие памяти и говорения;

упражнение на развитие чтения,

упражнение на развитие внимания.        

Оборудование:

Компьютер, подготовленная презентация из слайдов «Размножение цветковых растений», карточки-задания для проверки домашнего задания, видео ролики.

Основные понятия:

опыление, двойное оплодотворение, спермий, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, зародышевый мешок, пыльца, образование плодов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием информационных технологий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Опрос учащихся

1. Тест (дифференцированное задание)

Взаимопроверка

2. Биологический диктант

Кто не любовался красою цветов, не вдыхал их нежный аромат. Но мало кто при этом вспоминал, что цветок – это репродуктивный орган.

3.Тема урока.

Отгадайте ребус «ПОВОЕЛО   РАЗОЖЕМННИЕ   СТЕРАНИЙ» и вы узнайте тему урока

 

4.Задачи урока (для учащихся)

·         Раскрыть особенности полового размножения цветковых растений;

·         Повторить строение цветка как органа полового размножения;

·         Раскрыть сущность процессов опыления и оплодотворения.

5. Объяснение нового материала.

1. РАЗМНОЖЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ

Показ видеоролика

Учащиеся после просмотра ролика делают вывод:

- водоросли размножаются как бесполым, так и половым способом.

2.РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Давайте вспомним строение цветка

Тычинка – мужской половой орган цветка

Пестик- женский половой орган цветка     

Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку-спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-яйцеклетку.

Чтобы развивалось семя и сформировалось новое растение, мужская и женская половые клетки должны соединится. Этот процесс называется оплодотворением

 

3. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЫЛЬЦЫ

У цветов, опыляемых насекомыми, пыльцевые зерна обычно заострены или покрыты шипиками, чтобы легко прикрепляться  к телу насекомого.

А  опыляемые ветром цветы  образуют огромное множество очень маленьких и гладких пыльцевых зерен, из них лишь немногие дадут начало новой жизни.

Физкультминутка для глаз

4.ОПЫЛЕНИЕ

ОПЫЛЕНИЕ – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.     

 

                     ВИДЫ ОПЫЛЕНИЯ

Самоопыление                     Перекрёстное

Работа в группах

1. Прочитайте рассказ.

2. В тетрадях напишите признаки опыляемых растений.

3.Приведите примеры.

1 группа – Самоопыление

Вопрос Что такое самоопыление?

2 группа -  Насекомоопыляемые.

Вопрос  Какими признаками обладают насекомоопыляемые растения?

3. группа – Ветроопыляемые.

Вопрос  Какими признаками обладают ветроопыляемые. растения?

4 группа – Искусственное опыление.

Вопрос С какой целью проводят искусственное опыление?

5. ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Рассказ о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика.

Итак, пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря строению оболочки, а также липким, сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Что же происходит потом? Как не трудно догадаться должно произойти оплодотворение. Но мужские половые клетки цветковых растений (спермии) в отличие от сперматозоидов большинства других растений ленивы – не имеют жгутиков и сами добраться до яйцеклетки не могут. Их доставляет по назначению специальный «лифт» - пыльцевая трубка. Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает. Выпускает эту трубку, которая растет внутрь пестика. По ней вниз проникают два неповоротливых спермия. Один из спермиев и поджидающая его яйцеклетка сольются, дав начало зародышу. А вот у второго спермия необычная судьба. Ни у каких организмов, кроме цветковых растений ничего подобного не происходит. Второй спермий сливается с соседкой яйцеклетки, которую называют центральной клеткой. Получается вот такой странный «брак». Из неё разовьётся питательная ткань семени – эндосперм.( в переводе с греч. «внутрисеменник»).                                                                                                             Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

6. Закрепление полученных знаний

1.Проговариваем основные понятия

·         Опыление

·         Перенос пыльцы

·         Пыльцевые зерна

·         Завязь

·         Двойное оплодотворение

·         Покровы семязачатков

·         Стенки завязи

2. Заполните пропуски в тексте.

Пыльца, попав на _ _____ пестика, вскоре _ ______.

Одна её стенка вытягивается и образует ______. Образовавшиеся два _______ перетекают к кончику пыльцевой трубки. К этому времени в зрелом _______, в его срединной части, образуется одна очень большая клетка, которую называют _____________.

В нём у одного конца находится __________, а в центре располагается _________ клетка. Пыльцевая трубка, проникнув в семязачаток, прорастает в зародышевый мешок и там один _______ сливается с __________ и образует _________. Другой спермий соединяется с __________ клеткой . Из зиготы образуется __________ нового растения, а из слившейся центральной клетки и спермия образуется ____________.

 

7. Итог урока

8. Рефлексия

   Изображение Я все понял, было интересно

   Изображение Мне   было все равно                                                                    

   Изображение Было трудно и неинтересно

9. Домашнее задание

·         Параграф 20.

·         Составить кроссворд по теме «Половое размножение» (10- 15 слов)

·         Творческая задача (Индивидуально)

Подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли – в 4 раза дольше; тюльпана – в 50 раз дольше, чем у кукурузы; яблони – в 2 раза дольше, чем у тюльпана; груши – на 10 дней дольше, чем яблони; подсолнечника – на 150 дней дольше, чем у груши; финиковой пальмы – в 10 раз дольше, чему груши.


Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная