МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской ФедерацииГрафический файл не найден

 

 

 

 

Валитова В.Н. Библиотечный урок. Откуда азбука пошла …
Ручкина Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

Методическая разработка библиотечного урока

Тема: «Откуда азбука пошла …»

Разработала: Валитова Вера Николаевна,  библиотекарь МБУ сш №11


Класс:  2-й

Продолжительность:  40 минут

Цель: 

§  Познакомить детей с историей создания славянской   письменности.

Задачи:

§  Познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия.

§  Проследить основные этапы становления славянской азбуки

§  Развивать у школьников умение анализировать и сопоставлять фактический материал.

§  Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, чтению, книге.

Оборудование: книжная выставка «АЗ БУКИ, ВЕДИ», компьютер, слайды с тематическими изображениями, проектор.

План проведения урока

1.     Жизнь Кирилла и Мефодия.

2.     Из истории возникновения письменности:

·        Азбука Кирилла и Мефодия

·        Книгопечатание

3.     День славянской письменности – праздник истории и культуры русского языка

 

1.     Организационный момент

Библиотекарь:

Вопрос к классу: «Что нужно знать человеку, чтобы прочитать книгу, газету, журнал?» (Ответы: буквы, уметь читать).

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о письменности.

Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если бы люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли. Мы жили бы без книг, газет, Интернета. Весь накопленный людьми опыт передавался бы из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом.

Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был создан славянский алфавит.

Кем же были создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий?

На экране презентация «Жизнь Кирилла и Мефодия»

Ведущий (1)

–  Начало нашей экскурсии – современная Греция, город Салоники на берегу Эгейского моря, где родились славянские просветители Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815-885).

Создатели славянского алфавита родились в семье византийского военачальника.  Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он получил блестящее образование в Константинополе. Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

Ведущий (2)

– В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы из Моравии (территория нынешней Чехии). Послы просили прислать в свою страну учителей, чтобы рассказывать населению о христианстве. Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе.

Но дело усложнялось тем, что все богословские книги были написаны на греческом языке. Их надо было перевести на славянские языки. Но азбуки у моравов не оказалось. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу), взяв за основу греческий алфавит,  и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Этот язык получил название старославянского.

– Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

 

– До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков.

– Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

По прибытии в Рим Константин тяжело заболел и принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

 

Ведущий (1)

– В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола. Вмешательство Папы Иоанна VIII сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

– Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

Рассмотрите глаголицу и кириллицу. Слева текст написан глаголицей, справа - кириллицей. Подумай, какая из них лежит в основе русского языка?

 

Итак, по мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытеснила глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.

 

На экране – презентация  «Азбука Кирилла и Мефодия»

Библиотекарь

Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими «Ж», «Ш», «Щ», «Ч» - еще несколькими буквами. Некоторые из них сохранились и в современном алфавите: «Б», «Ь», Ъ», «Ы». Таким образом, первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв (Н экране таблица с кириллицей).

Каждая имела свое название: «А» - «Аз»,  «Б» - «Буки»,  «В» - «Веди»,  «Г» - «Глаголь»,  «Д» - «Добро» и так  далее.

Задание: Прочтите слова и назовите соответствующие буквы: «Люди», «Покой», Слово», «Наш» , «Он», «Мыслете», «Твердо», «Рцы». (Ответ: Л, П, С, Н, О, М, Т, Р).

Буквы имели не только звуковое, но и цифровое значение: «А» -«1», «Б» - «2», «Р» - «100». Только в 18 веке арабские цифры в России вытеснили буквенные (Слайд).

Ведущий (1)

Без изменения кириллица просуществовала в русском языке до Петра I.

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения: исчезали ненужные буквы, появлялись новые.  И вот наконец в современной азбуке  осталось …  Сколько букв?  (33 буквы)

Итак, мы с вами узнали, как возник современный русский алфавит.

Задание:

Расшифруйте запись, в которой скрыта русская пословица. Шифр – пронумерованные буквы русского алфавита.

Шифровка

1 9 2 21 12 1 – 12

14 21 5 18 16 19 2 20 10

19 20 21 17 6 15 28 12 1

Ответ

Азбука – к мудрости ступенька.

Слайд (Это интересно)

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв  славянской азбуки: аз+буки, а слова «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: альфа + вита.

Пример записи данной части лекции учениками:

АЗБУКА =

АЛФАВИТ

Слав. А-аз

Греч. α - альфа

 

Обучение азбуке было очень не простым занятием. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали. Это было повторение нараспев. О том, как это происходило, вы можете прочитать  в рассказе Л.Н.Толстого «Филиппок» и в повести М. Горького »Детство».

Книгопечатание (слайды по теме)

Один из важнейших этапов в развитии письменности связан с книгами. Сначала на Руси появились рукописные, а затем уже и печатные. (Небольшой рассказ с использованием презентации).

А теперь обратим внимание на книги, представленные на книжной выставке:

·        сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» и «Как придумали азбуку»

·        «Рассказы для детей» Л. Н. Толстого, куда вошли рассказы  для  написанной им в 1872 году первой «Азбуке»,

·        отрывок из  повести М. Горького «Детство»,

·        книга Елены Перехвальской «Откуда азбука пошла»,

·        рассказ Л. Жуковской «Берестяная грамота» 

·        рассказ Риммы Алдониной «Город грамотеев. Великий Новгород». из которого узнаете, что найденные археологами берестяные грамоты доказали, что грамота известна в Новгороде уже с Х века. Причем грамотными были различные слои населения, не редкость и женщины, владеющие грамотой.

Они дополнят мой рассказ и помогут вам узнать, сколько времени понадобилось людям, чтобы изобрести буквы и научиться писать.

 

День славянской письменности и культуры  (слайды по теме)

 

Библиотекарь

Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла и Мефодия, памятники которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и Мефодии, об их просветительском подвиге вспоминают славяне каждый год 24 мая. День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1150 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать.

Значение этого события для славянских народов – болгар, русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов – трудно переоценить. Благодарные потомки увековечили память о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, возведя их в сан святых.

Традиция чествования Кирилла и Мефодия возникла в Болгарии ещё в 1349 году, а затем стал традиционным и для других славянских народов. В нашей стране, праздник славянской письменности и культуры официально был  введён в 1987 году.

 

(ролик с  гимном  равноапостольным Кириллу и Мефодию) 

 

1.     Подведение итогов

 

Наша экскурсия в историю славянской письменности заканчивается. Сегодня вы узнали, о возникновении славянской азбуки и о великих просветителях Кирилле и Мефодии, о появлении рукописных, а затем и печатных книг, об Иване Федорове – первом русском книгопечатнике.

А сейчас, проведем небольшую викторину на тему нашей встречи. (http://LearningApps.org/display?v=e3jbmv7a - ссылка на викторину)

 

Литература:

1.     Алешина Г. Н. Аз и Буки – основа науки // Читаем, думаем, творим. – № 3. - 2007.  – с. 18-22.

2.     Кашурникова Т. М.  Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 104

3.     Утевская П. Слов драгоценные  клады: Рассказы о письменности. – М.: Дет. Лит., 1985.

 

 

Ресурсы Интернета:

 1.   Откуда есть и пошла славянская письменность // Режим доступа: http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm

2.     Откуда есть пошла славянская письменность: методические материалы в помошь  библиотекам  /Министерство культуры Республики Дагестан; Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова. – Режим доступа: http://www.lib05.ru/upload/files/Den_SL_P.pdf

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная