МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 


 

 

 

Филиппова Н.Н. Литературное чтение. Н.Носов. На горке.
Ручкина Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

План-конспект рабочего урока по литературному чтению

Тема: «Н.Носов. На горке»

Разработала:Филиппова Ннаталья Николаевна,  учитель начальных классов МБУ сш №11


Цели:

1)учить анализировать прочитанный текст;

2)развивать навык выразительного и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль;

3) развивать логику, внимание, память;

4) воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, ответственность за совершенные поступки.

Оборудование урока: демонстрационный материал, конверты с разрезными карточками, карточки с условными знаками настроения.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.(1 минута)

- Сегодня на уроке мы не просто читатели, а настоящие литературные исследователи. Нас будет интересовать, какие девчонки и мальчишки могут стать настоящими героями рассказа или, может быть, повести? Ответить на поставленный вопрос нам поможет произведение, прочитанное накануне.

 

II.Актуализация ранее полученных знаний.(12  минут)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с рассказом Николая Носова «На горке».)

 

*Прием «Целое – части» (изменение любой составляющей произведения влечет за собой изменение содержания всего рассказа).

 

- Без кого или без чего могло бы не быть этого произведения? (Без автора; если бы не было автора, некому было бы рассказать эту историю. Без ребят; если бы не было ребят, некому было бы строить горку. Без зимы; в другое время года горка бы не понадобилась. Без снега; если бы не было снега, то не из чего было бы строить горку. Без Котьки Чижова; если бы не было Котьки, то некому было бы портить горку и после обеда ребята сразу бы стали кататься с только что замерзшей горки. Без песка; если бы не было песка, то нечем было бы портить горку. Без двора; если бы не было двора, то негде было бы строить горку. Без дружбы; если бы ребята были недружными, то они бы поссорились, не стали бы искать выход из положения и ничего бы не стали исправлять. И т.д.)

 

* Деление текста на части.

 

- На сколько частей вы бы разделили произведение? (Я бы разделил рассказ на три части.)

- О чем говорится в первой части? (В первой части говорится о том, как ребята строили горку во дворе.)

- Прочитайте последнее предложение первой части. («А после обеда мы придем с санками и будем кататься».) Отметьте границу первой части карандашом.

- О чем рассказывает вторая часть прочитанной вами истории? (Вторая часть рассказывает о том, как Котька пытался скатиться с горки.)

- Прочитайте последнее предложение второй части. («И полез вниз на четвереньках».) Отметьте границу второй части карандашом.

- О чем повествует третья часть произведения? (Третья часть произведения рассказывает о том, как Котька исправил ошибку, которую совершил.)

- Итак, прочитанное нами произведение Николая Носова «На горке» мы разделили на три части.

 

* Прием «Восстанови порядок» (работа с моделью «системный оператор»).

 

- Проверим, хорошо ли вы запомнили границы частей произведения. Каждый ряд – это группа, которая сейчас получит три предложения из данного рассказа. Задание: определить, в какой части произведения оказалась ваша группа, восстановить порядок следования предложений в соответствии с событиями, происходящими в рассказе.

 

* Работа в группах.(3 минуты)

 

- По окончании работы займите свои места.

- Расположите предложения на доске с помощью магнитов в установленном вами порядке.

 

- Проверим вашу работу.(3 минуты)

 

I часть

II часть

III часть

 

…и сваливали его под стенку сарая…

 

Ребята полили её водой…

 

…а горка пока замерзнет.

 

 

…нацепил коньки и выскочил во двор.

 

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.

 

Лежит Котька на животе…

 

Это кто здесь напортил?

 

… а как починить, не знаешь!

 

…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

 

- Объясните значение слова «сарай». (Сарай – это одноэтажная хозяйственная постройка, расположенная во дворе. В сарае обычно хранят инструменты.)

- Что сваливали под стенку сарая? (Под стенку сарая сваливали снег в кучу для того, чтобы построить горку.)

- О чем эти строки «Ребята полили ее водой»? (Эти строки о горке.)

- А нужно ли было поливать горку водой? (Да, тогда горка станет скользкой, с нее будет хорошо кататься.)

- О ком эти строки «…нацепил коньки и выскочил во двор»? (В этих строках говорится о Котьке.)

- Что значит «нацепил»? (Надел небрежно, по-быстрому.)

- Объясните значение слова «дворницкая». (Дворницкая – это помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.)

- Как Котька оказался в таком забавном положении? (Котька упал, когда скатывался с горки, посыпанной песком.)

- Кто говорит такие слова «Это кто здесь напортил?» (Это слова ребят, которые вернулись на горку после обеда.)

- Объясните значение слова «починить». (Починить – исправить неполадку.)

- Кто автор этой работы «…он еще сбоку лопатой ступеньки проделал»? (Ступеньки проделал Котька Чижов.)

 

III. Подробный анализ каждой части произведения.(20 минут)

 

- А теперь отправимся в путешествие по произведению. Мы в первой части рассказа.

- Где происходит действие? (Действие рассказа происходит во дворе дома.)

 

* Прием «Волшебный анализатор»

 

- Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в том самом дворе. У вас в руках лопата, снежок поскрипывает под ногами. Откройте глаза.

- Что вы увидели? (Сарай, ребят, которые сгребают снег лопатами, в окне дома мелькает лицо какого-то мальчика, снежные сугробы и т.д.)

- Что вы услышали? (Скрип снега, крики ребят и т.д.)

- Как чувствуют себя ребята в этой обстановке? (Им весело, ребята дружно работают и мечтают о том, как будут кататься с новой горки.)

- Найдите и прочитайте отрывок о том, как работали ребята.

- Почему ребята решили кататься  после обеда, ведь горка была готова? (Потому что ребята хотели, чтобы горка была по-настоящему скользкой, и полили ее водой. Потому что много энергии ушло на строительство, и нужно было подкрепиться.)

 - Какое настроение в первой части рассказа? (Настроение в первой части рассказа приподнятое, веселое.) Покажите это настроение с помощью условного знака.

 

* Физминутка.(1 минута)

                   Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

 

- Обратимся ко второй части рассказа. Что вы можете рассказать о мальчике, лицо которого видели ребята в окне дома? (Этот мальчик Котька Чижов. Он хитрый, потому что хотел кататься уже с готовой горки, которую построил кто-то другой, придумывает отговорки, как будто нельзя ему. Он, наверное, ленивый, потому что не захотел трудиться вместе со всеми. И т.д.)

- Найдите и прочитайте отрывок о том, чем был занят Котька, когда ребята строили горку.

- А мог Котька поступить по-другому? (Да, он мог выйти во двор и помочь ребятам.)

- Как бы тогда закончился рассказ?

- Когда же Котька появился во дворе? (После того, как ребята ушли обедать.)

- Как вы думаете, о чем мечтал Котька? (О том, чтобы покататься как следует одному, чтобы никто не мешал.)

- Исполнилось ли желание мальчика? (Нет.) Почему так случилось, ведь ребят во дворе не было? (Потому что горка была скользкая, и он никак не мог на нее взобраться.)

- Прочитайте отрывок о том, как Котька пытался забраться на горку.

- Да, ни о каком удовольствии в такой ситуации и речи быть не может. А что же мальчику в дворницкой понадобилось? (Котька хотел взять песок, чтобы посыпать горку и легко на нее подняться.)

 

* Прием «Хорошо – плохо».

 

- Песок на скользкой горке – это хорошо. Почему? (Ноги не скользят. Можно быстро забраться на горку. И т.д.)

- Песок на скользкой горке – это плохо. Почему? (Скатиться с горки невозможно, коньки не едут. Можно упасть и ушибиться. И т.д.)

- Так правильно ли поступил Котька? (Нет. Он сделал хуже и себе и другим.)

- Докажите словами текста, что Котька совсем не рад тому, что посыпал снегом горку.

- Одинаковое ли настроение на протяжении всей второй части? (Нет, оно меняется.)

- Расскажите, как меняется настроение. (Сначала настроение веселое, приподнятое, но потом становится грустно, потому что кататься с горки нельзя.) Выберите соответствующие условные знаки.

 

* Прием эмпатии.

 

- Мы в третьей части произведения. Закройте глаза. Представьте, что вы те ребята, которые строили горку. Вы пообедали, взяли санки и прибежали во двор кататься. Но тут такое…

- Какие чувства испытывают ребята?

- С каким настроением они будут разговаривать с Котькой?

- Выберите условный знак.

-А как будет отвечать Котька: робко или уверенно, с удивлением или резко?

Выберите условный знак.

- Причитайте разговор ребят с Котькой в лицах.

 

* Выразительное чтение по ролям.

 

- Какой выход из создавшегося положения нашли ребята? (Ребята предложили завалить снегом песок и снова полить горку водой.)

- А мог ли Котька не согласиться с ними? (Да, он мог развернуться и уйти.)

- Как поступил Котька?  (Котька стал трудиться вместе с ребятами, и ему это понравилось.)

- О какой черте характера говорит его поступок? (Он, оказывается,  вовсе не лентяй  и  может признать свою ошибку и исправить её.)

- Выберите условный знак настроения для конца рассказа.

- Проследите за настроением в течение всего рассказа. Можно ли определить по этим условным знакам, исправил ли свою ошибку Котька? Почему? ( Да, можно. В конце рассказа снова веселое настроение, а это значит, что Котька сумел исправить свою ошибку и тем самым заслужил уважение ребят.)

IV.Домашнее задание. (1 минута)

- Составить план произведения, пересказать по составленному плану.

V. Подведение итогов. (5 минут)

- Какая  из данных пословиц отражает главную мысль произведения?

         Как аукнется, так и откликнется.

         Жизнь дана на добрые дела.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

- О чем хотел напомнить автор, рассказывая эту историю?

- Подведем итоги нашей работы на уроке (выставление отметок)…

- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное –  вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих.

 

 

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная