МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 

Филиппова Н.Н. Русский язык.Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне
Косова Татьяна Юрьевна, 17 Октябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

План-конспект рабочего урока по русскому языку

Тема: «Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне»

Разработала:Филиппова Ннаталья Николаевна,  учитель начальных классов МБУ сш №11


Цели:

 1)закреплять навыки проверки безударных гласных в корне двумя    способами: изменением формы слова и образованием однокоренного слова;

 2) развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, память;

 3) воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование урока: ноутбук и проекционная система; электронная презентация; интерактивная доска; конверты с разрезными карточками.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока.

Презентация у кроку в формате pdf

I. Организационный момент.  (2 минуты)

- Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Но  совершать путешествие обязательно нужно в хорошем настроении. Поэтому, давайте улыбнёмся друг другу. А в какое путешествие мы отправимся, вам подскажет стихотворение, которое я вам расскажу.

         Работа со 1-ым слайдом

       Жил – был граф Орфограф. Это – Орфографство.

       Во владениях своих он бывал нечасто.

       Но в том графстве небольшом был всегда порядок.

       А сегодня Орфограф нас приглашает в мир загадок.

- Как вы думаете, о чем  мы будем говорить на уроке? (Об орфограммах).

- Правильно. Об орфограммах. А о каких, вы узнаете на минутке чистописания.

II. Основная часть.

1. Минутка чистописания. (4 минуты)

                   Зверь с усами и хвостатый,

                   Очень жёлтый, полосатый,

                   Взял все буквы в домик свой,

                   Выдаёт их по одной.

- Кто же этот зверь? (Тигрёнок)

         Работа со 2-ым слайдом.

- Это первый помощник Орфографа. Он следит за каллиграфией и выдаёт буквы для минутки чистописания.

         а о //  и е я  // 

- Назовите буквы, которые приготовил для вас Тигрёнок. Что общего у всех этих букв? (Они обозначают гласные звуки). На какие группы их можно разделить? (Буквы а, о обозначают один звук, а буквы е, я могут обозначать два звука; буквы а, о указывают на твёрдость предшествующего согласного, буквы и,е,я – на мягкость согласного; буквы е, я называют йотированными).

- Напишите каллиграфически правильно чередование  этих букв с короткими прямыми наклонными линиями до конца строки.

- Почему именно эти буквы выбрал Тигренок? На какую орфограмму они указывают? (Эти буквы указывают на  безударную гласную в корне слова)

- Вы догадались, о какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О правописании безударных гласных в корне слова).

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим знания о правиле правописания безударных гласных в корне слова.

         2. Словарная работа. (7 минут)

- Отгадайте другого помощника Орфографа:

                   Этот плюшевый герой

                   С мёдом топает порой

                   И кладёт в горшочек с мёдом

                   Хвостик. Кто это такой? (Винни-Пух)

         Работа с 3-им слайдом.

 - Медвежонок приготовил для вас задание: составить и записать словарные слова, поставить знак ударения и точки под безударными гласными.

         в . ч,  ка, де                  па, л . , та                        та, пус, к .

         м . , на, ли                    ба, с . , ка                         яб, ко, л .

На интерактивной доске учащиеся вставляют пропущенные буквы и составляют из слогов слова.

- Что общего у этих слов? (эти слова словарные)

- Какие слова называются словарными? (написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить)

 - Составьте с любым из этих слов предложение (устная работа). Запишите одно из предложений, подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.

 - Назовите грамматическую основу записанного вами предложения…

3. Упражнение в подборе проверочных слов.

Игра «Заполни окошечки».(5 минут)

 - Ещё один помощник весёлый, жёлтенький, пушистенький, он только что

научился плавать. Кто это? (утёнок)

Работа с 4-ым слайдом.

         - Утёнок сегодня выполнил множество поручений, помогая маме-утке. В этой таблице спрятались слова – названия этих действий. Вставьте нужные гласные буквы, и вы узнаете, чем сегодня занимался Утёнок.             

 

- Подберите к каждому слову проверочное. Что нужно для этого сделать?

 - Запишите в столбик проверочное и проверяемые слова, поставьте ударение, точкой обозначьте безударную букву. (Комментированное письмо)

*Запись в тетради.

носил – носит

тащил – тащит

ловил – ловит

тянул – тянет

 - Что общего во всех этих словах? (проверяемое и проверочное слова одной части речи)

         4. Физминутка. (2 минуты, 5-й слайд)

 - Ребята, подойдите ко второй парте своего ряда. Один из вас получит карточку с корнем слова. Остальные с помощью карточек в этом конверте должны составить однокоренные слова и показать их (работа в группах)

            лес                                ход                             сад

          лес-ник                           по-ход                     сад-ов-ый   

          пере-лес-ок                    ход-ик-и                   рас-сад-а

         лес-н-ой                         про-ход-н-ой             по-сад-к-а

 - В каком слове гласный в корне безударный? Какое слово может быть проверочным?

- Молодцы! Теперь вы можете занять свои места.

         Игра «Буква заблудилась» (5 минут)

         Работа с 6-ым слайдом.

- Но посмотрите, почему-то наш Винни-Пух стал таким грустным. Что же случилось?  (Он снова потерял буквы). Да, действительно, он потерял буквы по дороге.

                   пч . ла         в . ренье       т . мнота        к . за

  - Помогите найти нужные буквы. Докажите, что ваш выбор верен.

         Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

*Запись в тетради.

         Пчела – пчёлка, варенье – варит, темнота – тёмный, коза – козочка.

 - Что общего и различного во всех проверочных словах? Чем они являются для проверяемых? (однокоренными, разных частей речи)

         5. Работа с деформированным текстом.(4 минуты)

         Работа с 7-ым слайдом.

 - А вот помощники графа Орфографа предлагают вам составить предложение из таких слов

         л. сной        по       тр.пинке      сл.ны       х.дили

 - Объясните написание пропущенных орфограмм. Составьте из этих слов предложение. Что необычного в этом предложении? А как должно быть в действительности?

- Запишите предложение, которое соответствует действительности, подчеркните  в нём грамматическую основу.

*Запись в тетради.

         По лесной тропинке ходили ежи.

         6. Самостоятельная работа.(6 минут)

 - А теперь граф Орфограф хочет посмотреть, как вы справитесь с необычной работой без его помощников.

 - Откройте учебник на странице 125 упражнение 16. Прочитайте задание. Первый ряд будет работать с первым кроссвордом, второй ряд – с третьим , а третий ряд – с четвёртым кроссвордом. Запишите сначала проверочные, а потом проверяемые слова. Отметьте ударные и безударные гласные в корне.

*Запись в тетради.

  1 ряд                                    2 ряд                                          3 ряд     

змеи -  змея                       варит – повар                         коврик – ковёр

плитка – плита               стрелы – стрела                       плечи – плечо

звёзды – звезда                колосья – колосок                  звонит – звонок

свист – свисток               наряд – наряжать                    грач – грачата

 - А чтобы проверить ваши работы, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте (один ученик комментирует, остальные проверяют).

III. Домашнее задание. (1 минута)

- Сделать упражнение 14 на странице 124 учебника. Откройте это упражнение. Прочитайте задание. Итак, дома, списывая текст, вы вставляете пропущенные буквы, выделяете орфограммы, устно их объясняя.

 IV. Подведение итогов. (2 минуты)

         Работа с 8-ым слайдом.

- С какой орфограммой вы сегодня работали на уроке?

- Как же проверить безударную гласную в корне слова?

- Молодцы! Наше путешествие по Орфографству завершается, и возвращаетесь вы с такими отметками…

-Граф Орфограф вместе со своими помощниками дарит вам на прощание такую запоминалочку…

- Граф прощается с вами до новых встреч. 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная