МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 


 

 

 

Соныгина С.В. Математика
Валитова Вера Николаевна, 25 Ноябрь 2013

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о.Тольятти

Методическая разработка урока по математике. 5 класс.

Тема: Прямоугольник

Разработала: Соныгина Светлана Викторовна,  учитель математики МБУ средней школы №11


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Образовательная технология: технология развития критического мышления у учащихся, информационно – коммуникационная технология.

Цель: Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо.

Задачи:

Образовательные

  • Сформировать понятие прямоугольника и квадрата.
  • Изучить свойства этих фигур, научиться находить периметр и площадь прямоугольника.
  •  Совершенствовать умение проводить обобщение, анализ, синтез.

Развивающие

  • Развитие критического мышления, внимания.
  • Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, способствовать развитию математического кругозора.

Воспитательные

  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Развивать интерес к математике и смекалку для решения сложных задач.
  • Формирование умений работать в группе для достижения совместных целей.

Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, раздаточный материал- карточки с фигурами, карточки для индивидуальной работы учащихся, сигнальные карточки для устного счёта, математический текст, альбомные листы, маркеры, линейки,  таблица- инсерт, учебник  И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович.

 

ЭТАП

 

 ЗАДАЧИ ЭТАПА

 

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.
Организационный момент  - 1 минута


Подготовить учащихся к работе на уроке


Приветствует учеников.

 Организует внимание.

 

« Добрый день, ребята! Эффект урока будет зависеть от вашего внимания и слаженной работы ваших групп»


Получают карточки разных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, овалы, ромбы) для распределения в дальнейшем в группы.

2.
Этап актуализации знаний  ( этап вызова) – 3 минуты, фронтальная работа

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 (слайд 1)


Организация устной вычислительной деятельности


Чтобы быть успешным на уроке, вы должны хорошо считать.

 

 


Работают устно с помощью цепочки вычислений ( на экране проектора), используя сигнальные карточки.

 

3.
Этап подготовки к изучению нового материала – 5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗ. МИНУТКА – 1 минута


Создание положительной мотивации для самостоятельного изучения текста по теме

 

 

 

 


Чтение сказки «Родственники».

   Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она ни встретила на своём пути, всем хвалилась:

-Посмотрите, какая я красивая: стороны мои все равны, а углы все прямые. Если я перегнусь по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы точь-в-точь наложатся. Коль я перегнусь по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются.

-Как же зовут, тебя, брат?- спрашивали встречные.

-А зовут меня… (Квадрат)

Учитель продолжает:

-Ходил Квадрат по свету…Один-одинёшенек. И решил найти себе родственников.

-Я их сразу узнаю, ведь они должны быть чем-то на меня похожи.

Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое увидел в ней.

Спросил он тогда:

-Как зовут тебя приятель?

-Называют меня…(Дети должны определить, о какой фигуре идёт речь)

Учитель читает сказку дальше:

-А мы не родственники ли с тобой?- продолжал спрашивать Квадрат.

-Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название.

Ребята, а как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

 

 


Слушают внимательно чтение сказки учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя и показывают фигуру квадрата.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя и показывают фигуру прямоугольника.

 

 

 

Дети должны найти четыре признака сходства квадрата и прямоугольника и обдумать общее название этих фигур.

 

Учащиеся называют тему урока «Прямоугольник» и записывают её в тетрадь.

 

4.
Основная часть урока (стадия осмысления) – 10 минут, работа в  группах

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(математический текст)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(Таблица- инсерт)


Изучение нового материала

 

 


Сообщение хода урока


Итак,ребята, расходимся по  группам и работаем с текстом 10минут, обсуждаем, создаём вопросы по вашему тексту и записываем их в таблицу-инсерт «Знаю-не знаю -хотел бы узнать».    

 

 


Изучают предложенный текст.

 

 

 

После работы с текстом обсуждают прочитанный материал по контрольным  вопросам учебника.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(раздаточный материал для игры «Математическая эстафета)-5 минут

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(карточки для индивидуальной работы)-5 минут

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(карточки с изображением фигур)

 

5.Этап представления тексов решения  рабочими группами – 10 минут

 

 

Создание положительной атмосферы при работе с группами.

 

Игра «Математическая эстафета»

 

 

 

 

 

В каждой группе один ученик получает индивидуальную карточку на повторение.

Каждой группе раздаются альбомные листы, маркеры и линейки.

 

Задания выполняются под диктовку учителя по цепочке: 1-ый ученик- 1 задание, 2-й ученик- 2 задание и т.д.

 

 

 

 

 

Учитель раздаёт карточки по группам.

 

 

 

 

 

 

Учитель озвучивает формулы, обсуждает с учащимися наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала.

 

Обмениваются информацией в своих рабочих группах.

 

Готовый ответ обсуждается в группе.

 Учащиеся разъясняют друг другу непонятные моменты, помогают при построении фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От каждой группы участники выходят к доске, прикрепляют карточку и объясняют решение, записывая формулы и расчёты для нахождения площади и периметра.

 

6.
Этап самооценки – 2 минуты

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

(вопросы самооценки)

 

 

Предлагает заполнить  лист самооценки.

 

Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Этап подведения итогов и домашнее задание – 3 минуты

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

(смайлики)

 

Подвести итог

 

Дать задание на дом

 

-Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Что помогало при выполнении заданий?

Выставляет отметки

Дает домашнее задание:

 

Всем спасибо. Урок закончен.

 

Отвечают, что нового узнали

 

 

 

 Записывают домашнее задание

 

 

 

Приложение 1 (презентация)  к этапу вызова

Приложение 2  (Математический текст по теме: «Прямоугольник») к этапу подготовки  изучения нового материала.

Прямоугольник- это четырёхугольник ,у которого все углы являются прямыми.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение- не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

       ABCD,      BCDA,      CDAB,      DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

       P =2*(a+b)

Площадь прямоугольника находится по формуле:

       S= a*b,где aи b– стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно, и заполнить в тетради таблицу-инсерт.

 

Приложение 3 (Таблица- инсерт к этапу стадии осмысления)

Математический текст

Знаю

Не знаю

Хотел бы узнать

Прямоугольник- это четырёхугольник ,у которого все углы являются прямыми

              +

 

 

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами.

 

 

            +

 

 

один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

       ABCD,      BCDA,      CDAB,      DABC.

 

          

 

 

                  +

 

 

 

 

 

 

Периметр прямоугольника находится по формуле: P =2*(a+b)

 

 

             

     

                 +

Площадь прямоугольника находится по формуле:     

 

 S= a*b ,

где a и b – стороны прямоугольника.

 

 

 

 

                +

 

 

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

 

 

 

 

 

                +

 

 Приложение 4 (Игра «Математическая эстафета»)

 Вариант 1

 Вариант 2

1. Построить и обозначить прямоугольник.

1. Построить и обозначить квадрат.

2. Измерить стороны фигуры, записать их величины.

3. Найти периметр и площадь фигуры.

Приложение 5 ( карточки для индивидуальной работы)

Приложение 6 (Карточки с изображением фигур)

Приложение 7 (вопросы самооценки)  к этапу самооценки:

Оцени свою работу по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по решению задачи– 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Приложение 8. (Этап рефлексии) 

Картинки со смайликами

Литература к уроку:

1.      Математика, 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.

2.      Янчевская Л.А.. Приёмы технологии развития критического мышления на уроках математики.

3.      Загишев И.О., Запр – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003.

4.      Википедия http://ru.wikipedia.org

 

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная