МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской ФедерацииГрафический файл не найден

 

 

 

 

Виханова С. Ю. Начальная школа
Валитова Вера Николаевна, 13 Январь 2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №11 г.о. Тольятти

Методическая разработка комплексной контрольной работы для 4 класса

Тема: "Жил - был бобр"

Разработала: Виханова Светлана Юрьевна, учитель начальной школы


Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов. Последние во ФГОС понимаются как формирование универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Комплексная контрольная работа для 4 класса составлена по предметной линии УМК школы России.
Проводится комплексная контрольная работа в конце учебного года в течение 2-х уроков.

Цель: оценить уровень готовности выпускников начальной школы к обучению в школе II ступени.

 Задачи:

·        выявить уровень функциональных (предметных) знаний и умений, сформированных у выпускников I ступени обучения;

·        проверить навыки осознанного чтения, умений работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по русскому языку и     окружающему миру.

Содержание комплексной контрольной рабты

9
17

 26

31

33

40

45

54

61

62

69

75

76

83

93

99

105

109

112

118

121

128

135

141

150

159

166

Весна ранняя — апрель. Лёд на реках сошёл, а на озёрах ещё плавает посредине водной глади, пористый и мокрый. У самой плотины, через которую из озера стекают вешние воды, возвышается какой-то странный бугорок.

Это домик бобровый, и в нём  — семейные торжества: детишки народились! Целых пятеро. Только на свет явились, а уже видят всё вокруг. Бобрята родятся зрячими, не то, что щенята или котята.

Уже через день-два из дома родного наружу вылезают. Посмотреть им хочется, что вокруг делается.

Бобрята даже плавать умеют! Совсем крошки, а плывут себе, не мёрзнут в холодной ещё воде. Они от роду густой шерстью от стужи укрыты.

Лето прошло — подросли бобрята. Учатся у родителей премудростям «инженерной» науки, которой владеют бобры.

Писатели и зоологи называют этих грызунов «инженерами». И не зря…

Возводить сложные постройки в обычае у бобров.

«Проект» первый — норы. Их роют, когда у водоёма берега высокие, обрывистые. Нору рыть бобры начинают под водой, а потом ведут её косо вверх. Поднимается она над уровнем воды, так что в «спальне», которой нора заканчивается, всегда сухо. А спальня нередко так велика, что два человека вполне могут в ней поместиться.

«Проект» второй — хатки из ветвей и ила, который склеивает их, как хороший цемент. Бобровые хатки возвышаются над водой метра на полтора-три, а ширина их — до десяти-двенадцати метров. Вход тоже под водой.

Хатки такие прочные, что, даже если лось взберётся на этот бобровый дом, он не сломается, не обрушится.

«Проект» третий — каналы. На болотистой местности в разные стороны от жилища бобров, если смотреть сверху, как лучи от солнца на детском рисунке, расходятся неширокие, неглубокие полоски воды. Это водные пути. По ним бобры сплавляют обрубки деревьев и ветки. Это ведь легче, чем тащить их по земле в зубах и лапах.

«Проект» четвёртый — плотины. Глазом всю постройку не окинешь. Высота бобровой плотины может быть больше четырёх метров, а длина — метров шестьсот!

Работая сообща, бобры сваливают посреди реки стволы деревьев, камни, ветки, ил, чтобы образовался островок. Потом по сторонам островка по направлению к берегам тоже складывают годный для запруды материал. Заплетают его ветками, обмазывают илом, глиной, подпирают кольями. Складывают и плетут… Пока не достигнут берега. Вода идёт вширь и вверх, переливается через край плотины, делает в ней промоины. Но упорны строители. Таскают, плетут, замазывают… Вот уже уровень воды перед плотиной поднялся, блистает спокойной гладью, а излишки воды выливаются по сооружённому бобрами из ветвей надёжному стоку. Его реке теперь не размыть.

Без воды семейство бобров погибнет. Вода защищает их от врагов. В воде им не так страшен волк, лисица или другой какой-нибудь хищник. Ходить быстро бобры не умеют, и любой зверь может их настигнуть.

Бобры одной семьи уживчивы, мирны, любят повеселиться, поиграть.

Едят бобры побеги, кору, листья. Особенно любят осину и иву, болотные травы — тростник, ирис, водяные лилии. На зиму запасают ветки под водой.

Для корма и строительства валят бобры деревья. Подгрызают их. Передние зубы — резцы — у них мощные: до двенадцати сантиметров длиной! Две-три минуты — и осинка толщиной в руку падает.

Но валят бобры и большие деревья — в полметра толщиной. На такую работу у них уходят часы, а то и вся ночь целиком.

 Много ли на прокорм и постройки бобрам требуется деревьев? В Воронежском заповеднике учёные подсчитали, что один взрослый бобр тратит в год на свои нужды столько веток и обрубков стволов, что, если положить их в кучу, высотой, длиной и шириной будет она всего по два метра. Так что вред лесу от бобров небольшой. Но зато польза от них большая! Там, где бобры, — разливы рек широкие, воды много и засухи не бывает. Много водится здесь птиц и зверей разных.

Хвост у бобра плоский, сверху вниз словно сдавленный. Такой хвост — хороший руль и весло, когда бобр плывёт. Быстро плыть бобру помогают и задние лапы: между пальцами у них перепонки, как у лягушки или утки. А передние лапы без перепонок: перепонки ведь мешали бы бобру трудиться. Лапой с перепонкой трудно ветку схватить.

А ещё вот что интересно: на передних лапах у бобра мизинец действует, как большой палец у человека на руке, — он далеко отгибается от всех других пальцев. Бобр может лапой крепко хватать разные предметы и переносить их.

Внешность у зверя внушительная. В бобровой шубе ходит! Дорогая шуба, тёплая. Чтобы не намокала, смазана маслянистым веществом. После каждого купания бобр тщательно её чистит, напомаживает и расчёсывает — раздвоенным когтем на задних лапах.

…Осень. Бесшумно падают с деревьев золотистые листья. Лес обнажается. Бобры заняты предзимними хлопотами — ремонтируют хатки, торопливо подгрызают ветки, тащат их, прячут под водой…

Там, где живут бобры, каждую весну широко разливаются реки и зеленеют леса.

 И.Акимушкин


 

 

 

Графический файл не найден

 

 

 

 

 

 



 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературное чтение.

1.    Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

2.     Отметь жанр и тему произведения И.Акимушкина «Жил-был бобр».

 o  рассказ о животных

 o  сказка о животных

         o   рассказ о природе

         o   сказка о природе

3.     Заполни таблицу

 

«Проект» первый

 
«Проект» третий
 

норы

 
 

плотины

   4. В какое время года у бобров появляется потомство?

  • o летом
  • o осенью
  • o зимой
  • o весной

    5. * Почему писатели и зоологи называют этих грызунов «инженерами»?

 

   6.* Как бобр ухаживает за своей шубкой после каждого купания?

 

  Критерии оценивания

Задание

Баллы

1

0

1

2

0

1

3

0

1

4

0

1

Итого

 
 

5*

0

1

6*

0

1



* - задания повышенного уровня

 0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует

1 балл – ответ верный

Русский язык

1.     Определи тип текста

o   повествование
o   описание

o   рассуждение

2.     Выбери слово с непроверяемой гласной в корне.

o   озёра
o  
бобровый
o  
тащить
o  
осинка

3.     В выделенном предложении укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

o   падают с деревьев
o  
бесшумно падают
o  
листья падают
o  
листья золотистые

4.     Найди слово с предлогом

o   (по)сторонам
o  
(по)веселиться
o  
(по)играть
o  
(по)ложить

5.     *Найди грамматическую основу и укажи части речи.

         Едят бобры побеги, кору, листья.

 6.     *Запиши слова в три столбика в зависимости оттого, какая орфограмма в корне.

Лёд, плотина, вода, семья, резцы, вылезают, листья, обрубки, плетут

Критерии оценивания

Задание

Баллы

1

0

1

2

0

1

3

0

1

4

0

1

Итого

 
 

5*

0

1

6*

0

1

0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует

1 балл – ответ верный

Окружающий мир

1.     Как бобры строят плотину? Продолжи цепочку.

Изображениесваливают посреди реки стволы деревьев, камни, ветки, ил

 

Изображениескладывают…

 

Изображениезаплетают…

 

складывают…

 

 

1.     Для чего бобру плоский хвост?

2.     Чем питаются бобры? (Выпиши два предложения)_____________________________________________________________________________________

3.     Как бобры валят деревья? _________________________________________________________________________________________________________

4.     *Почему семейство бобров погибнет без воды? ______________________________________________________________________________________

5.     *Какую пользу приносят бобры? Закончи предложение.  Там, где бобры, _________________________________________________________________

Критерии оценивания

Задание

Баллы

1

0

1

2

2

0

1

2

3

0

1
2

4

0

1
2

Итого

 
 
 

5*

0

1
2

6*

0

1
2

0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует

1 балл – приведен частично верный ответ

2 балла – ответ верный

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная