МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской Федерации

 


 

 

 

Виханова С. Ю. Начальная школа
Валитова Вера Николаевна, 14 Январь 2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о. Тольятти

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема: "Повторение изученного в третьем классе. Знаки препинания в предложении"

Разработала: Виханова Светлана Юрьевна, учитель начальной школы 


Тип урока: повторение изученного в третьем классе, закрепление материала, урок-презентация

 Цель урока:
Повторить и закрепить типы предложений по цели высказывания, интонации.
Задачи урока: 
Образовательные: отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений.
 
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
 
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

 В результате изучения темы ущащиеся должны:

знать:

-    Что представляет собой предложение;

-       Типы предложений.

  уметь:

-       Опознавать различные типы предложений;

-       Применять полученные знания на практике.

 Освоение содержания учебного материала темы позволяет учащимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:

-       Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-       Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.

-       Работать в коллективе и команде.

-       Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

Учебник Русский язык. 4 класс. 1 часть, под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1).

 

 СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Работа учителя

Работа учеников

 

Мотивация учащихся

1

 

Цель:

1.   Подвести учащихся к теме.

2.   Психологически настроить.

 

Слушать учителя.

 

 

I.    Оргмомент. Постановка темы и целей урока 

1’

 

Цель:    

Четко организовать работу на уроке учителя и учеников.

 

СЛАЙД 1- 2

Слушать учителя.

 

 

II. Минутка чистописания.

3

Цель:

 

Ускорение процесса интеллектуального развития школьников и формирование у них лингвистических знаний, умений, навыков.

 

Чистописание.


III.   Словарная работа. С использованием сети Интернет

6’

 

 

 


Цель:

1.      Учить пониманию лексического значения слова

2.      Учить работе в сети Интернет

3.      Развивать словарный запас учащихся, память и логическое мышление, самостоятельность учащихся.

 

Запись предложения под диктовку.

СЛАЙД 3.

Назвать все словарные слова в этом предложении. (Москва, столица, родина)

 


 

IV.   Работа по теме урока с использованием интерактивной доски.

4

 

 

Цель:

1. Отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений.

2.  Учить различать предложения по цели высказывания, интонации.


Игровой момент.

 

Соедини рисунок с загадкой.

СЛАЙД №4 и №5

 


V. Тренировочные упражнения.

6

Цель: 

1. Учить учащихся характеризовать предложения.

2. Развивать орфографическую зоркость.

 

СЛАЙД 6

1. Читаем вместе

2. Списать самостоятельно, выполняя задание.

СЛАЙД №7 Проверка.


VI.   Физминутка

2

 

Цель: 

1. Сохранять здоровье учащихся

 

VII.         

Тр

VII. Тренировочные

упражнения

 

5"

Цель: 

1. Проверить умение ставить знаки препинания.

2. Учить ответственности.

2.   Развивать самостоятельность.

 

Самостоятельное выполнение упражнения №7 стр.6


VIII.Презентация. Заранее подготовленные ребята читают стихи о знаках препинания.

2

Цель: 

1.  Развивать память и словарный запас учащихся.

2. Воспитывать интерес к русскому языку.

 

СЛАЙДЫ №8.9,10,11

 

IX.   Словарно-орфографическая работа. Диктант.

6

 

Цель: 

1. Обобщение знаний по типам предложений.

2. Развитие умения анализировать полученные знания.

3. Учить писать под диктовку.

 

СЛАЙД 12

Запись текста под диктовку (текст взят из поурочных разработок по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой)

 

 

X. Подведение итогов. Оценки за урок.

 

Отгадывание загадок.

2

Цель: 

1. Подвести итог урока.

2. Проанализировать работу учащихся.

3. Учить анализу и самоанализу.

 

СЛАЙДЫ 13,14,15,16, –ответы произносим хором.

Дать оценку своей работы на уроке

 

 

XI. Рефлексия

2

Цель: 

1. Учить рефлексии

Заполнить листочки с рефлексией и нарисовать своё настроение.

Графический файл не найден

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

I.  Мотивация учащихся. Тема, задача урока. СЛАЙД 1-2

-       Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.

-       Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие в Страну воспоминаний. Сегодня мы повторим многое из того, что вы узнали в третьем классе.

-       Тема нашего урока «Знаки препинания в предложении»

-       Главной задачей нашего урока будет повторение и закрепление изученного в третьем классе.

-       Сопровождать все этапы урока сегодня будет презентация. На слайдах вы будете видеть задания и другую необходимую информацию.

-       На урок мы будем работать с интерактивной доской.

II.  Минутка чистописания.

-       Запись числа.

-       Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

                   (В. Степанов)

-       Работа со скороговоркой. Письмо в тетради.

Полили ли лилию?

III. Словарная работа.

-       Повторение значения и этимологии слова столица.

-       Запишите предложение в тетрадь. (Под диктовку)

Москва – столица нашей родины.

-       Какую гласную вы написали в слове столица?

-       Почему?

 СЛАЙД №3.

Слово СТОЛ в древности обозначало и «ПРЕСТОЛ». На престол восседали князья, а позднее – цари. Города, где были царские или княжеские столы – престолы (троны), стали называться стольными городами, а позднее столицами.

-       Назовите все словарные слова в этом предложении. (Москва, столица, родина)

-       Устно составьте предложения с этими существительными.

IV.  Работа по теме урока с использованием интерактивной доски.

-       Соедините рисунок с загадкой. 

ИзображениеЗагораживает путь,

Предлагает отдохнуть.                   !

 

ИзображениеБурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!                   :

 

ИзображениеВечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.                     ,

 

ИзображениеВыйдет на дорожку –

Всем подставит ножку!                   .

 

ИзображениеТак и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.            ?

-       Ребята, какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения?

-       Какие предложения по цели высказывания вы знаете? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

СЛАЙД №4

-       Какие существуют предложения по интонации?

(Восклицательные и невосклицательные)

СЛАЙД №5

V. Тренировочные упражнения. Определение границ предложений.

СЛАЙД 6

 КАК ХОРОШО ЗА ГОРОДОМ НА ПОЛЯХ ЗОЛОТИТСЯ РОЖЬ КТО ЭТО РАСХАЖИВАЕТ ПО ЛУГУ ЭТО АИСТ

 

-       Ребята, определите границы предложений.

-       Сколько в этом тексте предложений? (4)

-       Докажите, что здесь 4 предложения.

(1- каждое предложение выражает законченную мысль; 2- слова связаны по смыслу; 3- в предложении о чём-либо говорится)

-       Как при чтении передать конец предложения?

 (Понизить голос, сделать паузу)

-       Как на письме обозначить начало и конец предложения?

 (Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку, восклицательный или вопросительный знаки)

-       Какие это предложения по цели высказывания? Почему это трудно определить? 

(Нет знаков препинания)

-       Найдите в тексте повествовательные предложения, прочитайте.

 (На полях золотится рожь. Это аист.)

-       Найдите предложение повествовательное с восклицательной интонацией.

(Как хорошо за городом!)

-       Найдите вопросительное предложение.

(Кто это?)

-       Запишите эти предложения.

-       Проверьте. СЛАЙД №7.

VI.  Физминутка для глаз

Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

VII.  Тренировочное упражнение.

-       Самостоятельное выполнение упражнения №7 стр.6.

-       Проверка упражнения.

VIII.  Презентация. Заранее подготовленные ребята читают стихи о знаках препинания.

СЛАЙДЫ №8,9,10,11

IX.  Словарно-орфографическая работа. Диктант

-       Я зачитаю текст.

В походе

В воскресенье мы пойдём в поход. Кто из ребят принесёт котелок? Надо не забыть спички! Без спичек мы не сможем развести костёр. Мы будем спать в палатках? Приятно ночью сидеть у костра.

-       Сколько предложений в тексте? (6)

-       Какие знаки препинаний вы поставите в конце каждого предложения?

-       Какие слова с непроверяемой безударной гласной встретились в тексте?

СЛАЙД №12

ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОТЕЛОК, КОСТЁР, ПАЛАТКА

-       Запись данного текста под диктовку.

Методика проведения: Перед чтением текста учитель говорит учащимся, что каждое предложение до записи читается только один раз, его нужно запомнить и записать, а потом проверить себя во время повторного чтения. Запомнить предложение часто помогает такой прием: мысленно увидеть то, о чем в нем говорится.

Если предложение все-таки дети не запоминают, учитель читает его дважды, но тоже целиком, а не диктует по частям. Наблюдения и эксперименты показывают, что если предложение диктуется по частям, то нередко теряется и его смысл.

В тексте есть незнакомые слова, поэтому учитель предварительно сообщает, что котелок – предназначен для приёма пищи в походных условиях. Термин «котелок» может иметь несколько значений:

-         Армейский котелок;

-         Маленький котёл;

-         Котелок (головной убор);

-         Котелок компаса.

Запись данного текста под диктовку.

X.    Подведение итогов. Оценки за урок.

СЛАЙДЫ №13, 14,15,16.

-       Отгадывание загадок. Ответы произносим хором.

XI.   Рефлексия

Выразите свое отношение к пройденному уроку. Выберите нужный ответ.

Листок рефлексии

 

1.    На уроке я работал(а)

2.    Своей работой на уроке я

3.    Урок для меня показался

4.    За урок я

5.    Мое настроение

6.    Материал урока мне был

 
 

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Использованные ресурсы

1.       Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1/ Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2013
2.       Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой 4 класс. Я.Ш. Гараева. Москва «ВАКО» 2008г.
3.       Концепция и программа для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г.
4.        http://slovari.yandex.ru

Приложение 1

Презентация к уроку в формате pdf




 

 

 

 

 

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная