МБУ "Школа №11"
Школьный портал
       

 Учредитель школы: администрация городского округа Тольятти http://www.tgl.ru

   http://tgl.ru/files/tinymce/banner_portal_file_1495618733.png ИзображениеИзображение   Изображение   Изображение   Графический файл не найден Портал государственных услуг Российской ФедерацииГрафический файл не найден

 

 

 

 

Виханова С. Ю. Начальная школа. 4 класс
Валитова Вера Николаевна, 05 Март 2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.о. Тольятти

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИТв 4 классе 

Тема: «Повторение изученного в третьем классе. Знаки препинания в предложении»

Разработала: Виханова Светлана Юрьевна, учитель начальной школы


Тип урока: повторение изученного в третьем классе, закрепление материала, урок-презентация

Цель урока:

Повторить и закрепить типы предложений по цели высказывания, интонации.

Задачи урока: 

Образовательные: отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений.

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

В результате изучения темы

учащиеся должны знать:

-       Что представляет собой предложение;
-       Типы предложений.

учащиеся должны уметь:

-       Опознавать различные типы предложений;
-         Применять полученные знания на практике.

Освоение содержания учебного материала темы позволяет учащимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:

-       Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-       Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.

-       Работать в коллективе и команде.

-       Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

Учебник Русский язык. 4 класс. 1 часть, под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1).

 СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

Время

Работа учителя

Работа учеников

Мотивация учащихся

1

 

 

Цель:

 

1.                                         Подвести учащихся к теме.

2.     Психологически настроить.

Слушать учителя.

 

I.   

Оргмомент. Постановка темы и целей урока 

1’

 

Цель:

1.      Четко организовать работу на уроке учителя и учеников.

СЛАЙД 1- 2

Слушать учителя.

 
II.

Минутка чистописания.

3’

Цель:

1. Ускорение процесса интеллектуального развития школьников и формирование у них лингвистических знаний, умений, навыков.

Чистописание.

III.  

Словарная работа. С использованием сети Интернет

6’

 
 
 

Цель:

1.      Учить пониманию лексического значения слова

2.      Учить работе в сети Интернет

3.      Развивать словарный запас учащихся, память и логическое мышление, самостоятельность учащихся.

Запись предложения под диктовку.

СЛАЙД 3.

Назвать все словарные слова в этом предложении. (Москва, столица, родина)

IV.  

Работа по теме урока с использованием интерактивной доски.

4’

 
 
Цель:
1.     Отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений.
 

2.     Учить различать предложения по цели высказывания, интонации.

 

 

Игровой момент.

 
Соедини рисунок с загадкой.

СЛАЙД №4 и №5

V.

Тренировочные упражнения.

6’

Цель: 

1.       Учить учащихся характеризовать предложения.

2.      Развивать орфографическую зоркость.

 

СЛАЙД 6

 

1. Читаем вместе

 

2. Списать самостоятельно, выполняя задание.

СЛАЙД №7 Проверка.

VI.   Физминутка

2’

Цель: 

1.    Сохранять здоровье учащихся

 

VII.         

Тренировочные упражнения.

5’

Цель: 

1.    Проверить умение ставить знаки препинания.

2.    Учить ответственности.

2.    Развивать самостоятельность.

Самостоятельное выполнение упражнения №7 стр.6

VIII. 

Презентация. Заранее подготовленные ребята читают стихи о знаках препинания.

2’

Цель: 

1.    Развивать память и словарный запас учащихся.

2.    Воспитывать интерес к русскому языку.

СЛАЙДЫ №8.9,10,11

IX.  

Словарно-орфографическая работа. Диктант.

6’

 

Цель: 

1.    Обобщение знаний по типам предложений.

2.    Развитие умения анализировать полученные знания.

3.    Учить писать под диктовку.

СЛАЙД 12
Запись текста под диктовку (текст взят из поурочных разработок по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой)

X.

Подведение итогов. Оценки за урок.

Отгадывание загадок.

2’

Цель: 

1.    Подвести итог урока.

2.    Проанализировать работу учащихся.

3.    Учить анализу и самоанализу.

СЛАЙДЫ 13,14,15,16, –ответы произносим хором.

Дать оценку своей работы на уроке

XI.   

     Рефлексия

2’

Цель: 

1.     Учить рефлексии

Заполнить листочки с рефлексией и нарисовать своё настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

I. Мотивация учащихся. Тема, задача урока. СЛАЙД 1-2

-       Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от                    времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.

-       Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие в Страну воспоминаний. Сегодня мы повторим многое из того, что вы узнали в третьем классе.

-       Тема нашего урока «Знаки препинания в предложении»

-       Главной задачей нашего урока будет повторение и закрепление изученного в третьем классе.

-       Сопровождать все этапы урока сегодня будет презентация. На слайдах вы будете видеть задания и другую необходимую информацию.

-       На урок мы будем работать с интерактивной доской.

II. Минутка чистописания.

-       Запись числа.

-       Алфавит продолжит наш

        Буква «Л» - лесной шалаш.

                                        (В. Степанов)

-       Работа со скороговоркой. Письмо в тетради.

        Полили ли лилию?

III.  Словарная работа.

-       Повторение значения и этимологии слова столица.

-       Запишите предложение в тетрадь. (Под диктовку)

        Москва – столица нашей родины.

-       Какую гласную вы написали в слове столица?

-       Почему?

 СЛАЙД №3.

Слово СТОЛ в древности обозначало и «ПРЕСТОЛ». На престол восседали князья, а позднее – цари. Города, где были царские или княжеские столы – престолы (троны), стали называться стольными городами, а позднее столицами.

-       Назовите все словарные слова в этом предложении. (Москва, столица, родина)

-       Устно составьте предложения с этими существительными.

IV.  Работа по теме урока с использованием интерактивной доски.

-       Соедините рисунок с загадкой. 

ИзображениеЗагораживает путь,

Предлагает отдохнуть.                   !

 

ИзображениеБурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!                   :

 

ИзображениеВечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.                     ,

 

ИзображениеВыйдет на дорожку –

Всем подставит ножку!                   .

 

ИзображениеТак и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему

 

-       Ребята, какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения?

-       Какие предложения по цели высказывания вы знаете? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

СЛАЙД №4

-       Какие существуют предложения по интонации?

(Восклицательные и невосклицательные)

СЛАЙД №5 

III.  Тренировочные упражнения. Определение границ предложений.

СЛАЙД 6

 КАК ХОРОШО ЗА ГОРОДОМ НА ПОЛЯХ ЗОЛОТИТСЯ РОЖЬ КТО ЭТО РАСХАЖИВАЕТ ПО ЛУГУ ЭТО АИСТ

-       Ребята, определите границы предложений.

-       Сколько в этом тексте предложений? (4)

-       Докажите, что здесь 4 предложения.

(1- каждое предложение выражает законченную мысль; 2- слова связаны по смыслу; 3- в предложении о чём-либо говорится)

-       Как при чтении передать конец предложения?

 (Понизить голос, сделать паузу)

-       Как на письме обозначить начало и конец предложения?

 (Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку, восклицательный или вопросительный знаки)

-       Какие это предложения по цели высказывания? Почему это трудно определить? 

(Нет знаков препинания)

-       Найдите в тексте повествовательные предложения, прочитайте.

 (На полях золотится рожь. Это аист.)

-       Найдите предложение повествовательное с восклицательной интонацией.

(Как хорошо за городом!)

-       Найдите вопросительное предложение.

(Кто это?)

-       Запишите эти предложения.

-       Проверьте. СЛАЙД №7.

IV. Физминутка для глаз

Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

V. Тренировочное упражнение.

-       Самостоятельное выполнение упражнения №7 стр.6.

-       Проверка упражнения.

VI. Презентация. Заранее подготовленные ребята читают стихи о знаках препинания.

СЛАЙДЫ № 8,9,10,11

VII. Словарно-орфографическая работа. Диктант

-       Я зачитаю текст.

В походе.

В воскресенье мы пойдём в поход. Кто из ребят принесёт котелок? Надо не забыть спички! Без спичек мы не сможем развести костёр. Мы будем спать в палатках? Приятно ночью сидеть у костра.

-       Сколько предложений в тексте? (6)

-       Какие знаки препинаний вы поставите в конце каждого предложения?

-       Какие слова с непроверяемой безударной гласной встретились в тексте?

СЛАЙД №12

ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОТЕЛОК, КОСТЁР, ПАЛАТКА

-       Запись данного текста под диктовку.

Методика проведения: Перед чтением текста учитель говорит учащимся, что каждое предложение до записи читается только один раз, его нужно запомнить и  записать,  а потом проверить себя во время повторного чтения. Запомнить предложение часто помогает такой прием: мысленно увидеть то, о чем в нем говорится.

Если предложение все-таки дети не запоминают, учитель читает его дважды, но тоже целиком, а не диктует по частям. Наблюдения и эксперименты показывают, что если предложение диктуется по частям, то нередко теряется и его  смысл.

В тексте есть незнакомые слова, поэтому учитель предварительно сообщает, что котелок – предназначен для приёма пищи в походных условиях. Термин «котелок» может иметь несколько значений:

-         Армейский котелок;

-         Маленький котёл;

-         Котелок (головной убор);

-         Котелок компаса.

Запись данного текста под диктовку.

VIII. Подведение итогов. Оценки за урок.

СЛАЙДЫ №13, 14,15,16.

-       Отгадывание загадок. Ответы произносим хором.

IX. Рефлексия

Выразите свое отношение к пройденному уроку. Выберите нужный ответ.

Листок рефлексии:

1.  На уроке я работал(а)

2. Своей работой на уроке я
 
3. Урок для меня показался
 
4. За урок я
 
5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 
 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

 

Использованные ресурсы

1.       Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1/ Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2013

2.       Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой 4 класс. Я.Ш. Гараева. Москва «ВАКО» 2008г.

3.       Концепция и программа для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г.

4.        http://slovari.yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

Изображение Изображение Изображение Изображение

 Изображение  Изображение Изображение Изображение ИзображениеГрафический файл не найден Изображение 
Изображение

Графический файл не найден

 
  Главная